Постановлением Правительства РФ от 01.12. 2015 № 1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы.
Государственная программа «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество и повышению уровня их жизни. Получение детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Доступная среда в школе - это безбарьерность для детей, дающая доступ к образовательным ресурсам, это развитие инклюзивного образования, где все дети, несмотря на наличие каких-либо недугов, имеют право на уважение и получения образования.
В настоящее время в МАОУ СОШ №73 «Лира» города Тюмени (далее - Школа) ведется работа по формированию полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, по обеспечению их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, по созданию условий для получения ими образования с учетом психофизических особенностей.
В Школе созданы следующие условия для получения образования детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ:
Входы во все корпуса Школы (Школа имеет три корпуса: Корпус №1 - ул. Белинского 1а/ 4, корпус №2 - ул. Таврическая 2/1, корпус №3 - ул. Белинского 18/1) оборудованы пологими пандусами. Ширина пандусов достаточна для того, чтобы ребёнок на инвалидной коляске мог сам, без посторонней помощи, подниматься и спускаться по нему. Пандусы имеют ограждающие бортики, предупреждающие соскальзывание коляски, и поручни. Крыльца оборудованы перилами.
Входы во все корпуса Школы также оборудованы звонком вызова помощника из числа сотрудников Школы, для оказания необходимой технической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Входные группы дверей в здания всех корпусов Школы, а также глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед входными дверями и в тамбурах соответствуют требованиям, предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-колясочниками.
На стеклянных входных дверях всех корпусов Школы имеются предупредительные знаки для слабовидящих людей - "желтый круг".
Внутренние лестницы всех корпусов Школы оборудованы перилами.
Здание корпуса №3 Школы оборудовано тактильными плитками. В здании также оборудован подъемник, обеспечивающий доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ на второй этаж и туалет для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Конструктивные особенности зданий корпусов №№1,2 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ на второй этаж.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок в корпусах №№1,2 Школы отсутствуют.
Здания всех корпусов Школы оснащены противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Специально предусмотренные и оборудованные учебные помещения для детей-инвалидод и детей с ОВЗ, помещения для занятий спортом, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Школе отсутствуют.
В учебных помещениях Школы предусмотрено место для обучающегося с нарушением зрения.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), доступные в рамках образовательного процесса всем обучающимся, в том числе обучающимся детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет открыт для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в любой точке Школы посредством Wi-Fi, а также в компьютерном классе.
Сайт Школы имеет версию для слабовидящих.
В рамках образовательного процесса обучающимся детям-иналидам и детям с ОВЗ доступны все электронные образовательные ресурсы сети Интернет.
Библиотека Школы специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) не укомплектована.
В читальном зале школьной библиотеки имеются столы с пониженным уровнем высоты, также имеются полки с книгами, находящимися в открытом доступе, расположенные в пределах зоны досягаемости ребенка на инвалидной коляске.
В Школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.
Столовая Школы расположена на 1 этаже.
В столовой Школы предусмотрены столы, находящиеся в непосредственной близости от буфетной стойки, также предусмотрена ширина проходов между столами, необходимая для свободного передвижения на инвалидной коляске.
В Школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для оказания доврачебной первичной медицинской помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся, в том числе обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В Школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ Школой утверждены адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение КЭК) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ Школой может быть организовано индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных технологий; обучение по индивидуальному плану.